Обучение управлению гостиничному бизнесу за рубежом
Выпускники российских школ, желающие изучать управление гостиничном делом, часто не могут подобрать подходящую программу в местном вузе. Пройти качественную подготовку можно в странах, которые известны развитым сектором туризма и имеют большой опыт в обучении таких специалистов. Важно найти подходящее учебное заведение, где не просто объясняют теорию, но и обеспечивают стажировки в лучших пятизвёздочных отелях. О критериях выбора, программах и специализациях расскажем в этой статье.
- Обучение за рубежом: преимущества, выбор страны
- Выбор университета и программы обучения
- Чему учат на программе управления гостиничным бизнесом: теоретический и практический опыт
- После обучения: что дальше?
Обучение за рубежом: преимущества, выбор страны
Международный опыт обучения — существенное преимущество для трудоустройства в сфере гостиничного бизнеса. Как в премиум-отелях на родине, так и известных сетях (InterContinental, Hilton, Marriott, Accor, Radisson) пригодятся полученные навыки:
-
Умение взаимодействовать с иностранцами. Во время обучения студенты общаются с учащимися из разных стран и узнают особенности их менталитета. Такой навык обязательно пригодится в работе: сотрудники отелей и ресторанов должны быстро и эффективно решать проблемы, возникающие у постояльцев со всего мира.
-
Владение иностранным языком. Большинство образовательных программ по гостиничному бизнесу проводят на английском языке, поэтому выпускники уверенно им владеют. Кроме того, обычно учащиеся изучают один-два других распространённых иностранных языка: немецкий, французский, испанский или китайский.
-
Знание культурных особенностей регионов. Обучение дает возможность узнать, какие нюансы нужно учитывать, работая в конкретной стране или регионе. Полезно отправиться в бизнес-школу в ОАЭ, чтобы познакомиться с особенностями арабского региона, а в Швейцарию — чтобы узнать подход к европейским клиентам.
Страны для обучения гостиничному бизнесу
Наиболее популярные страны для изучения гостиничного дела — Швейцария, США, Франция, Турция, Нидерланды.
Швейцария
Швейцария имеет богатую историю в области гостиничного бизнеса и туризма. Уже в XIX веке страна стала популярным курортом для европейских аристократов, желающих насладиться живописной природой, свежим горным воздухом и лечебными водами. Именно в этот период были открыты первые горнолыжные курорты, такие как Санкт-Мориц, Церматт и Интерлакен. Здесь появились первые роскошные гостиницы, предлагающие постояльцам высочайший уровень сервиса и комфорта.
Позже Швейцария также стала популярным местом для проведения международных конференций и форумов из-за своего политического нейтралитета и безопасности. Благодаря этому в стране были построены современные конгресс-центры и бизнес-отели.
Сейчас Швейцария — центр лучших бизнес-школ в области гостеприимства.
Студенты получают незабываемый опыт обучения: продолжительные ежегодные стажировки в отелях, посещение виноградников и дегустации напитков, мастер-классы по мыловарению, сбору меда и созданию собственного парфюма — такие возможности предлагает, например, известный вуз Cesar Ritz Colleges Switzerland.
США
Гостиницы в США появились в XIX веке, когда страна переживала быстрый экономический рост. Например, был открыт Tremont House в Бостоне, который многие считают первым современным отелем в Соединённых Штатах. В конце XIX – начале XX века туризм стал стремительно развиваться благодаря появлению железнодорожных и автомобильных дорог. Это способствовало строительству роскошных курортов и бюджетных отелей по всей стране.
С послевоенных лет и до сегодняшних дней гостиничный бизнес в США активно развивается. Здесь сосредоточено огромное разнообразие гостиниц, от маленьких семейных отелей до крупных сетей: Hilton, Marriott, Hyatt. Благодаря этому студенты могут разобраться в различных моделях бизнеса в этой отрасли.
Кроме того, США — одна из лидирующих стран в области технологических разработок. Это даёт учащимся возможность первыми узнавать об инновациях и впоследствии применять их в работе, оптимизируя операционные задачи и повышая уровень сервиса. Например, благодаря развитию технологий клиенты могут попасть в свой номер, сканируя QR-код со смартфона, а также управлять освещением и температурой в комнате, общаясь с умной колонкой.
Франция
Активное строительство гостиниц во Франции началось ещё в XVIII веке. Представители аристократических кругов и творческой интеллигенции останавливались в отелях французской Ривьеры, чтобы насладиться средиземноморским климатом. Позже Франция стала известна и как центр изысканной гастрономии.
Сегодня в Париже и других крупных городах Франции расположены одни из лучших европейских бизнес-школ, специализирующихся на кулинарии и гостеприимстве.
Критерии выбора учебного заведения
При выборе вуза необходимо обращать внимание на следующие критерии:
Аккредитация |
Качественные программы обязательно имеют бизнес-аккредитации. Самые престижные из них — AACSB, AMBA и EQUIS. Хотя бы одна из них есть всего у 5% бизнес-школ, а все три — только у 1% учебных заведений. |
Партнёры |
Высококлассные бизнес-школы всегда сотрудничают с известными зарубежными университетами, куда студенты могут отправиться на один-два семестра, а также с крупными сетями отелей. |
Стоимость обучения |
Многие хорошие программы преподаются в частных учебных заведениях, где стоимость обучения может быть достаточно высокой. Например, год на бакалавриате в швейцарской Les Roches обойдётся в 30 725 франков. |
Местоположение |
Профильные вузы могут располагаться на известных загородных курортах или в крупных мегаполисах. Необходимо тщательно оценить, как долго придётся добираться до кампуса и где можно разместиться, если университет не имеет собственной резиденции. |
Выбор университета и программы обучения
Ведущие учебные заведения
США
На базе Cornell University, входящего в Лигу плюща, работает профильная Nolan School of Hotel Administration. Школа существует уже более 100 лет и имеет престижную аккредитацию AACSB. В 2022 году факультет был признан лучшей бизнес-школой мира по версии журнала CEOWORLD.
Программы:
-
Bachelor’s Degree Program in Hotel Administration
-
Master of Management in Hospitality
-
Executive Master of Management in Hospitality
На базе University of Nevada, Las Vegas работает William F. Harrah College of Hospitality. Колледж находится недалеко от Лас-Вегас-Стрип, где расположены крупнейшие отели и казино района. Колледж признан лучшей бизнес-школой мира по версии CEOWORLDВ в 2023 году.
Программы:
-
Bachelor of Science degree in Hospitality Management (6 специализаций)
-
Master of Science in Hotel Administration
-
Executive Master of Hospitality Administration
-
Dual Master's Degree in Hotel Administration & Masters of Business Administration
-
Dual Master's Degree in Hotel Administration & Management Information Systems
Швейцария
Специализированная школа Ecole hôtelière de Lausanne работает уже более 125 лет и имеет кампусы не только в Швейцарии, но и в Сингапуре. Это учебное заведение – лидер международных рейтингов. Уже пять лет подряд оно занимает 1 место в QS World University Rankings по гостиничному бизнесу.
Программы:
-
Bachelor of Science in International Hospitality Management
-
Master in Hospitality Management
-
Master in Global Hospitality Business
-
MBA in Hospitality
-
Executive MBA
-
Hospitality EMBA in China with CEIBS
Swiss Hotel Management School находится в настоящем замке на альпийском курорте. В рейтинге QS по гостиничному менеджменту школа занимает 3 место в мире, имея вторую позицию по критерию «Репутация у работодателей». Среди партнёров вуза — John Paul, дочерняя компания крупной сети отелей Accor.
Программы (совместно с британским University of Derby):
-
Bachelor of Arts in International Hospitality Management
-
Master of Arts in International Hospitality Business Management
-
Master of Science in International Hospitality Management
Франция
Vatel имеет более 50 кампусов в Европе, Америке, Азии и Африке. Ежегодно в Vatel проходят обучение более 9000 студентов. В профильном рейтинге QS 2023 занимает 11 место в мире. Среди партнёров вуза: Accor, Four Seasons, Hilton, Fairmont, Movenpick и другие.
Программы:
-
European Bachelor of Management in Hospitality & Tourism
-
European MBA in Hotel & Tourism
Программы обучения
Бакалавриат
Бизнес-школы обычно предлагают одну общую программу бакалавриата, в рамках которой студенты изучают маркетинг, HR, менеджмент, экономику, иностранные языки, виноделие и гастрономию. Учащиеся обязательно проходят стажировку в стране обучения или за границей, часто она занимает до шести месяцев в течение каждого учебного года. Таким образом, за три-четыре года бакалавриата студенты приобретают около двух лет профессионального опыта.
Магистратура
На уровне магистратуры обычно доступна специализация: винный туризм, международный менеджмент, круизный менеджмент, экотуризм, ивент-менеджмент и другие. Студенты развивают навыки управления командой и разрабатывают собственный бизнес-проект под руководством опытных специалистов.
Программы диплома
Чтобы получить полезные навыки в сфере гостеприимства, не обязательно поступать на длительную программу. Вместо этого можно выбрать Diploma Program или Certificate по узкой специализации: винному менеджменту, премиум-туризм, спорт-менеджмент и другие. Такие курсы обычно рассчитаны на срок от трёх месяцев до года.
Онлайн-курсы
Онлайн-формат доступен на краткосрочных программах и специализированных курсах для опытных руководителей: Executive MBA.
Владельцы бизнесов и топ-менеджеры часто не могут прервать профессиональную деятельность ради обучения, поэтому формат онлайн-занятий подходит им больше.
Специализации в гостиничном бизнесе
Hotel Management. Наиболее общее направление, в рамках которого студенты изучают бизнес, экономику, маркетинг, менеджмент и многое другое. Выпускники могут работать в разных службах отеля.
Food and Beverage Management. Студенты изучают планирование меню, управление запасами и контроль затрат, узнают о правилах безопасности работы с пищевыми продуктами. После обучения выпускники становятся менеджерами ресторанов, банкетными менеджерами и директорами по производству продуктов питания и напитков.
Event Management. Студенты учатся планировать мероприятия, изучают маркетинг и составление бюджета, ведение переговоров по контрактам, логистику и управление рисками. Эта специализация готовит к карьере организаторов мероприятий и конференц-менеджеров.
Tourism Management. Студенты узнают о маркетинге туристических направлений, практиках устойчивых путешествий и культурном туризме, учатся управлять отелями, курортами и турагентствами.
Hospitality Marketing. Студенты учатся проводить маркетинговые исследования, изучают бренд-менеджмент и рекламу, а также SMM, цифровой маркетинг и электронную коммерцию.
Sustainable Hospitality Management. Студенты учатся управлять отелем экологически безопасным образом. Они разрабатывают решения для сокращения отходов, экономии энергии и воды, использования местных и органических продуктов.
Чему учат на программе управления гостиничным бизнесом: теоретический и практический опыт
Учащиеся посещают следующие дисциплины:
-
Менеджмент
-
Маркетинг
-
HR
-
Компьютерные науки
-
Экономика бизнеса
-
Профессиональная культура
-
Питание
-
Винный менеджмент
-
Иностранные языки
-
Устойчивое развитие
-
Корпоративная социальная ответственность
-
Межкультурный менеджмент
-
Текущие события в индустрии гостеприимства
-
Устное общение
Программы бакалавриата и магистратуры обязательно включают в себя стажировки в компании: это может быть отель, ресторан, спа-салон, загородный курорт. Компании-партнёры охотно берут студентов на практику, обеспечивают их рекомендациями и даже могут предложить должность после окончания обучения. Профессиональный опыт, полученный во время обучения, позволяет выпускникам быстрее продвигаться по карьерной лестнице и претендовать на более высокую заработную плату.
Приведём в пример кейс студента по имени Джанс. Во время обучения на бакалавриате Hotel Institute Montreux в Швейцарии он прошёл две стажировки: первую — в сфере обслуживания номеров и организации банкетов в отеле Ritz-Carlton Abama на Тенерифе (Испания), вторую — в отеле в Ирландии, в отделе бухгалтерии. После стажировки студенту предложили постоянную должность кредитора в отеле.
Впоследствии он работал на Bulgari и Jumeirah Group, а сейчас занимает позицию финансового директора в Grosvenor House Suites в Лондоне.
После обучения: что дальше?
Даже если студенту не предложили постоянную должность по итогам стажировки, он сможет быстро найти работу в крупной отельной сети благодаря наличию опыта. Кроме того, по итогам практики учащиеся могут запросить рекомендации директора своего отдела и затем использовать их при трудоустройстве.
Бизнес-школы и университеты проводят много мероприятий с экспертами, ярмарки вакансий, а действующие специалисты приезжают на лекции к студентам. Благодаря полезным знакомствам в индустрии выпускники имеют хорошие шансы на трудоустройство в международную сеть отелей.
Благодаря качественной подготовке выпускники зарубежных вузов обладают навыками, которые помогут быстро развиваться в компании. Например, в бизнес-школе Glion в Швейцарии 86% выпускников занимают руководящие должности в течение пяти лет после окончания обучения. Бывшие студенты школы работают в качестве управляющих отелей InterContinental, генеральных менеджеров подразделений бренда Soho, маркетинговых специалистов LVMH.
Туризм и гостиничное дело — перспективная профессия, но чтобы стать востребованным специалистом, нужно получить хорошее образование. Лучше всего профессионалов в сфере гостиничного бизнеса готовят зарубежные вузы. Специалисты Allterra Education готовы помочь вам в подборе университета, подаче заявки и подготовке к поступлению.