Все мы по-своему уникальны: у каждого свой характер, состояние здоровья, интересы и способности, своя необычная история. В современном мире этих особенностей так много, что они уже не должны становиться препятствием в обучении, поиске работы и дальнейшем построении жизни. Отчасти этому способствует инклюзивное образование.
- Что такое инклюзивное образование?
- История и развитие инклюзивного образования
- Принципы инклюзивного образования
- Почему инклюзивное образование необходимо?
- Реализация инклюзивного образования
- Особенности инклюзивного образования в разных странах
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование — это формат обучения, который направлен на обеспечение одинаковых возможностей образования для всех детей. При таком подходе каждый ученик вне зависимости от происхождения, статуса, состояния здоровья и когнитивных способностей может учиться вместе с ровесниками и жить полноценной жизнью.
В отличие от традиционной системы обучения, в которой дети приспосабливаются к учебному процессу, в инклюзивном образовании адаптируется учебный процесс.
Здесь в ход идут не только вспомогательное оборудование (например, пандусы, распознаватели текста, использование шрифта Брайля на указателях и табличках), но и специальные образовательные технологии, индивидуальное кураторство, дифференцированный подход, особые методы и многое другое.
В зарубежных школах и вузах ребятам помогают привыкнуть к новой среде как можно более безболезненно. В школах и университетах существуют, например, buddy program: за каждым иностранцем закрепляется местный студент, который помогает ему с учёбой и знакомит с культурой своей страны. Также для студентов подбирают индивидуальную учебную программу, обеспечивают личное кураторство, предоставляют другие виды поддержки.
История и развитие инклюзивного образования
Инклюзивное образование как самостоятельная концепция зародилось в начале 1990-х годов. Все началось с проведения в 1994 году Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в Саламанке (Испания). Именно в Салманкской декларации, выпущенной после конференции, провозгласили главный принцип такого обучения: «Все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьёзных причин, заставляющих поступать иначе».
Чуть позже, в 2006 году, был принят еще один важный документ — Конвенция ООН о правах инвалидов. Статья 24 Конвенции гласит: «Дети с ограниченными возможностями должны иметь доступ к бесплатному и обязательному начальному и среднему образованию; взрослые с ограниченными возможностями — к общему высшему образованию, профессиональной подготовке, образованию для взрослых и обучению на протяжении всей жизни. При этом образовательные организации должны принять меры для улучшения образовательного процесса для людей с ограниченными возможностями». Правила и требования, указанные в этих документах, заложили основу современного инклюзивного образования.
Принципы инклюзивного образования
-
Доступность. Все дети имеют право на качественное образование независимо от их особенностей, достижений и ограничений.
-
Равенство и недискриминация. Должны устраняться барьеры, которые мешают детям с особыми образовательными потребностями получать образование.
-
Адаптивные учебные среды. В школах должны использоваться приспособления и подходы, которые поддерживают потребности всех учащихся.
-
Уважение и разнообразие. Уникальность каждого ребёнка и его право на обучение не должны подвергаться сомнению.
Почему инклюзивное образование необходимо?
Социальная причина для распространения инклюзивного образования ― его роль в построении толерантного общества, которое принимает людей с разными возможностями. Оно воспитывает в детях уважение к различиям и развивает эмпатию. Дети учатся сотрудничать и поддерживать друг друга, а использование различных методов обучения помогает более глубоко осваивать материал. Всё это ― несомненные педагогические преимущества. Крайне важны и психологические аспекты: инклюзивное образование способствует улучшению самооценки и психоэмоционального состояния детей с особыми потребностями, положительно влияет на психологическую атмосферу в коллективе. Наконец, есть и экономические выгоды. Поддержка инклюзивного образования помогает уменьшить социальную изоляцию и повысить экономическую самостоятельность людей с инвалидностью в будущем.
Реализация инклюзивного образования
Инклюзивное образование предполагает особый подход к обучению детей с разным социальным статусом, ограниченными возможностями здоровья и одарённостью. Педагог должен обладать развитыми психологическими, педагогическими и коммуникативными навыками, чтобы понимать особенности развития каждого ученика и адаптировать уроки под его потребности, а также находить подход к каждому ребенку и помогать раскрыть его потенциал.
В современной образовательной системе используются различные подходы к инклюзии:
-
расширение доступа к образованию;
-
мэйнстриминг — временное обучение детей с ОВЗ со сверстниками, а также проведение с ними свободного времени и досуга;
-
интеграция — совместное обучение детей без изменения системы образования;
-
полная инклюзия — адаптация и изменение образовательных учреждений под нужды всех учеников.
Работа с родителями — ключевой фактор инклюзивного образования.
Чтобы улучшить опыт детей на занятиях и пресечь возможные недопонимания, педагоги изучают условия семейного воспитания, проводят консультации и обучающие собрания для родителей, вовлекают их в образовательный процесс. Родители участвуют в разработке индивидуальных учебных планов и обсуждении проблем ребёнка на психологических консультациях. Цель такого взаимодействия — создание наилучших условий для всей семьи и оказание своевременной помощи.
Особенности инклюзивного образования в разных странах
США
В американских школах широко применяется концепция наименее ограничивающей среды (Least Restrictive Environment, LRE), согласно которой дети с особыми потребностями должны обучаться вместе со сверстниками в обычных классах настолько, насколько это возможно. Для каждого такого ребёнка разрабатывается индивидуальная образовательная программа (Individualized Education Program, IEP).
Финляндия
Здесь действует система поддержки в три этапа: общая, интенсивная и специальная. Это позволяет повысить уровень вовлечённости преподавателей и кураторов в судьбу каждого ученика, а также организовать более персонализированный учебный процесс. В общеобразовательных классах с ребятами работают как учителя, так и психологи, тьюторы, социальные работники.
Канада
Канада — один из мировых лидеров инклюзивного образования. В канадских школах активно внедряется практика обучения всех детей, вне зависимости от наличия специальных потребностей и особенностей развития, в общеобразовательных классах. Все учителя проходят специальную подготовку, активно используются вспомогательные технологии: программы для чтения с экрана, устройства альтернативной коммуникации и адаптированные компьютерные интерфейсы. В канадских университетах работают специальные центры поддержки студентов с инвалидностью, которые помогают в адаптации учебных программ, предоставлении необходимого оборудования и обеспечении доступности кампуса.
Принципам инклюзивности следуют многие зарубежные школы, а некоторые учебные заведения достигают на этом пути особенно высоких результатов. Обратитесь к специалисту, чтобы подобрать школу, которая максимально подойдёт вашему ребёнку.