Top.Mail.Ru
Что такое инклюзивное образование за рубежом и зачем оно нужно?

Что такое инклюзивное образование за рубежом и зачем оно нужно?

13.10.2024
+ 649
Наверх

Все мы по-своему уникальны: у каждого свой характер, состояние здоровья, интересы и способности, своя необычная история. В современном мире этих особенностей так много, что они уже не должны становиться препятствием в обучении, поиске работы и дальнейшем построении жизни. Отчасти этому способствует инклюзивное образование.

Читайте в этой статье:

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование — это формат обучения, который направлен на обеспечение одинаковых возможностей образования для всех детей. При таком подходе каждый ученик вне зависимости от происхождения, статуса, состояния здоровья и когнитивных способностей может учиться вместе с ровесниками и жить полноценной жизнью.

В отличие от традиционной системы обучения, в которой дети приспосабливаются к учебному процессу, в инклюзивном образовании адаптируется учебный процесс.

Здесь в ход идут не только вспомогательное оборудование (например, пандусы, распознаватели текста, использование шрифта Брайля на указателях и табличках), но и специальные образовательные технологии, индивидуальное кураторство, дифференцированный подход, особые методы и многое другое.

В зарубежных школах и вузах ребятам помогают привыкнуть к новой среде как можно более безболезненно. В школах и университетах существуют, например, buddy program: за каждым иностранцем закрепляется местный студент, который помогает ему с учёбой и знакомит с культурой своей страны. Также для студентов подбирают индивидуальную учебную программу, обеспечивают личное кураторство, предоставляют другие виды поддержки.

История и развитие инклюзивного образования

Инклюзивное образование как самостоятельная концепция зародилось в начале 1990-х годов. Все началось с проведения в 1994 году Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в Саламанке (Испания). Именно в Салманкской декларации, выпущенной после конференции, провозгласили главный принцип такого обучения: «Все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьёзных причин, заставляющих поступать иначе».

Чуть позже, в 2006 году, был принят еще один важный документ — Конвенция ООН о правах инвалидов. Статья 24 Конвенции гласит: «Дети с ограниченными возможностями должны иметь доступ к бесплатному и обязательному начальному и среднему образованию; взрослые с ограниченными возможностями — к общему высшему образованию, профессиональной подготовке, образованию для взрослых и обучению на протяжении всей жизни. При этом образовательные организации должны принять меры для улучшения образовательного процесса для людей с ограниченными возможностями». Правила и требования, указанные в этих документах, заложили основу современного инклюзивного образования.

Принципы инклюзивного образования

  • Доступность. Все дети имеют право на качественное образование независимо от их особенностей, достижений и ограничений.

  • Равенство и недискриминация. Должны устраняться барьеры, которые мешают детям с особыми образовательными потребностями получать образование.

  • Адаптивные учебные среды. В школах должны использоваться приспособления и подходы, которые поддерживают потребности всех учащихся.

  • Уважение и разнообразие. Уникальность каждого ребёнка и его право на обучение не должны подвергаться сомнению.

Почему инклюзивное образование необходимо?

Социальная причина для распространения инклюзивного образования ― его роль в построении толерантного общества, которое принимает людей с разными возможностями. Оно воспитывает в детях уважение к различиям и развивает эмпатию. Дети учатся сотрудничать и поддерживать друг друга, а использование различных методов обучения помогает более глубоко осваивать материал. Всё это ― несомненные педагогические преимущества. Крайне важны и психологические аспекты: инклюзивное образование способствует улучшению самооценки и психоэмоционального состояния детей с особыми потребностями, положительно влияет на психологическую атмосферу в коллективе. Наконец, есть и экономические выгоды. Поддержка инклюзивного образования помогает уменьшить социальную изоляцию и повысить экономическую самостоятельность людей с инвалидностью в будущем.

Реализация инклюзивного образования

Инклюзивное образование предполагает особый подход к обучению детей с разным социальным статусом, ограниченными возможностями здоровья и одарённостью. Педагог должен обладать развитыми психологическими, педагогическими и коммуникативными навыками, чтобы понимать особенности развития каждого ученика и адаптировать уроки под его потребности, а также находить подход к каждому ребенку и помогать раскрыть его потенциал.

В современной образовательной системе используются различные подходы к инклюзии:

  • расширение доступа к образованию;

  • мэйнстриминг — временное обучение детей с ОВЗ со сверстниками, а также проведение с ними свободного времени и досуга;

  • интеграция — совместное обучение детей без изменения системы образования;

  • полная инклюзия — адаптация и изменение образовательных учреждений под нужды всех учеников.

Работа с родителями — ключевой фактор инклюзивного образования.

Чтобы улучшить опыт детей на занятиях и пресечь возможные недопонимания, педагоги изучают условия семейного воспитания, проводят консультации и обучающие собрания для родителей, вовлекают их в образовательный процесс. Родители участвуют в разработке индивидуальных учебных планов и обсуждении проблем ребёнка на психологических консультациях. Цель такого взаимодействия — создание наилучших условий для всей семьи и оказание своевременной помощи.

Особенности инклюзивного образования в разных странах

США

В американских школах широко применяется концепция наименее ограничивающей среды (Least Restrictive Environment, LRE), согласно которой дети с особыми потребностями должны обучаться вместе со сверстниками в обычных классах настолько, насколько это возможно. Для каждого такого ребёнка разрабатывается индивидуальная образовательная программа (Individualized Education Program, IEP).

Финляндия

Здесь действует система поддержки в три этапа: общая, интенсивная и специальная. Это позволяет повысить уровень вовлечённости преподавателей и кураторов в судьбу каждого ученика, а также организовать более персонализированный учебный процесс. В общеобразовательных классах с ребятами работают как учителя, так и психологи, тьюторы, социальные работники.

Канада

Канада — один из мировых лидеров инклюзивного образования. В канадских школах активно внедряется практика обучения всех детей, вне зависимости от наличия специальных потребностей и особенностей развития, в общеобразовательных классах. Все учителя проходят специальную подготовку, активно используются вспомогательные технологии: программы для чтения с экрана, устройства альтернативной коммуникации и адаптированные компьютерные интерфейсы. В канадских университетах работают специальные центры поддержки студентов с инвалидностью, которые помогают в адаптации учебных программ, предоставлении необходимого оборудования и обеспечении доступности кампуса.

Принципам инклюзивности следуют многие зарубежные школы, а некоторые учебные заведения достигают на этом пути особенно высоких результатов. Обратитесь к специалисту, чтобы подобрать школу, которая максимально подойдёт вашему ребёнку.

Экзамен GRE

02 июня 2021

Global Executive MBA

12 августа 2024
Задайте нам вопрос
Наталья Архипова
Наталья Архипова
менеджер образовательных программ
Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с
Политикой конфиденциальности
Удобный способ связи:
Спасибо! Мы уже получили Вашу заявку.
Свяжемся с вами в течение ближайшего рабочего дня!
Заказать звонок