Дошкольное образование в Великобритании
Обновлено: 11.12.2024 Просмотры: 135
Дети британской королевской семьи традиционно до начальной школы были на домашнем обучении. Принцесса Диана прервала этот обычай, отдав обоих сыновей в детский сад. Принц Гарри посещал Mrs. Mynors' Nursery School, а старший Уильям — Nottingham Hill Nursery. Всё дело в том, что Диана успела поработать в британском детском саду и по достоинству оценила образовательный подход. Расскажем, как сегодня выбрать дошкольное учреждение для своего ребёнка в Великобритании и сколько это стоит.
История развития дошкольного образования в Великобритании
В начале XIX века в Великобритании шла промышленная революция — возникала необходимость в присмотре за маленькими детьми, пока их мамы работали на фабриках. Эту проблему попробовали решить в Шотландии. Роберт Оуэн, владелец текстильной фабрики, открыл первый детский сад, куда принимали детей сотрудниц.
Позже в Европе приобрели популярность идеи немецкого педагога Фридриха Фрёбеля. Он много говорил о важности игры и активного обучения в детских садах. В XIX веке много дошкольных заведений в Великобритании работали по методам Фрёбеля. Интересный факт: именно Фрёбель предложил название Kindergarten, которое сохранилось до наших дней.
В XX веке детские сады уже были распространены, но их было недостаточно и туда редко брали детей младше 4 лет. Во время Первой и Второй мировых войн на короткий период появлялись ясли для детей из рабочих семей, чтобы матери могли работать на заводах.
В 1998 году в стране появилось бесплатное дошкольное образование, к 2007 году его получали уже 88% детей. Сейчас государство активно финансирует это направление: в сентябре 2024 года британские семьи получили право на 15 бесплатных часов посещения садика в неделю, к сентябрю 2025 года это число увеличится до 30.
Система дошкольного образования в Великобритании
Британские дети посещают детские сады с 3 месяцев до 5 лет. Для малышей в стране работают ясли, или Pre-Nursery. Некоторые заведения принимают детей с 3-6 месяцев, другие — только с 2-3 лет, когда воспитанники становятся уже более самостоятельными. Некоторые родители пропускают этот этап обучения, оставляя ребёнка дома с няней.
С 3 до 5 лет дети посещают Nursery. На этом этапе они готовятся к начальной школе. Дети не только играют, но и изучают основы разных предметов: английского языка, математики, естественных наук.
Нередко Pre-Nursery и Nursery входят в состав школы, поэтому ученики продолжают обучение в пределах одного кампуса.
Типы дошкольных учреждений
В Великобритании работают государственные и частные детские сады.
Государственных детских садов всего около 400 на всю страну, их называют maintained nursery schools. Такие учреждения финансируются и контролируются местными властями, как и большинство начальных школ, но специализируются на детях в возрасте от 3 до 5 лет.
В государственных садах мест хватает не всем желающим. На помощь приходят частные дошкольные учреждения. Такие садики имеют более качественное оснащение и хороший выбор дополнительных занятий. В них можно выбрать подходящую образовательную программу, в том числе двуязычную.
Также в Великобритании работает особый тип заведений — семейные центры. Такие учреждения получают государственное финансирование и бесплатны для жителей. Семейные центры есть во многих городах страны, а в Лондоне их можно найти в каждом районе.
Вот какие услуги они оказывают:
-
Курсы по воспитанию детей, формированию здоровых отношений в семье
-
Консультации по вопросам психического здоровья и благополучия
-
Помощь семьям в поиске одежды, оборудования, книг и игрушек для детей
-
Помощь семьям в получении продовольственных ваучеров, продуктовых наборов и гигиенических наборов
-
Развивающие занятия для детей с родителями
Семьи могут получить разнообразную поддержку от начала беременности до 19 лет ребёнка.
Учебные программы и педагогические подходы
В Великобритании существует единый национальный стандарт обучения детей от 0 до 5 лет — Early Years Foundation Stage (EYFS). Этому стандарту должны следовать все образовательные учреждения, зарегистрированные в Ofsted — профильном ведомстве правительства. Обычно в этот перечень включены все государственные школы и детские сады, а также некоторые частные заведения.
Цель EYFS — гармоничное развитие ребёнка в благоприятной среде. Программа закрепляет следующие принципы эффективного обучения:
-
Игры и исследования. Дети пробуют новое и получают опыт, исследуют окружающий мир.
-
Активное обучение. Дети вовлечены в процесс, продолжают стараться, если сталкиваются с трудностями, и радуются своим достижениям.
-
Творчество и критическое мышление. Дети предлагают и развивают собственные идеи, устанавливают связи между идеями и разрабатывают стратегии для выполнения задач.
Обучение через игру позволяет развивать полезные для жизни навыки в увлекательном формате. Дети играют в традиционные ролевые игры (например, поход в магазин), собирают конструктор, лепят и рисуют, танцуют и участвуют в спортивных состязаниях, разыгрывают сценки из сказок.
Основные направления обучения в рамках EYFS:
-
Общение и язык
-
Личностное, социальное и эмоциональное развитие
-
Физическое развитие
-
Грамотность
-
Математика
-
Понимание мира
-
Выразительное искусство и дизайн
Частные детские сады занимаются по разным образовательным программам.
В топ наиболее популярных входят следующие:
Метод Монтессори
В детских садах, которые работают по методу Марии Монтессори, создаётся среда с разнообразными обучающими материалами, в которой дети могут сами выбирать, чем сейчас заняться. Воспитатели выступают в роли наблюдателей и помощников, поддерживая интерес детей к обучению и развивая их навыки критического мышления, самодисциплины и социальной ответственности.
Подход Вальдорф
В дошкольных учреждениях, работающих по методу Вальдорфа, создаётся обстановка, в которой дети могут свободно исследовать окружающий мир, заниматься творчеством и физической активностью. Важная особенность подхода — ритмичность и повторяемость повседневных действий, что помогает детям чувствовать себя в безопасности и развивать чувство общности.
Система Реджо-Эмилии
В детских садах по итальянской системе Реджо-Эмилии уделяется большое внимание творческому самовыражению детей, взаимодействию в группе и проектной работе. Дошкольники активно исследуют окружающий мир при поддержке педагогов, задают вопросы и самостоятельно ищут ответы.
Воспитатели активно используют в процессе обучения цифровые инструменты и комбинируют их с творческими заданиями и ролевыми играми. В садах есть интерактивные доски и планшеты: малыши узнают интересные факты о мире, смотрят видеоролики, слушают музыку, играют в развивающие игры.
Возможности обучения для иностранцев
Иностранцы с ВНЖ или долгосрочной визой имеют право на бесплатный детский сад для своих детей. Количество часов и возраст отличаются в зависимости от страны:
Англия |
Шотландия |
Уэльс |
Северная Ирландия |
15 часов в неделю (с сентября 2025 года — 30 часов ), дети от 9 месяцев до 5 лет. |
30 часов в неделю, дети 3-4 лет. |
10 часов в неделю (30 часов, если родители работающие), дети 3-4 лет. |
12,5 часов в неделю, дети 3-4 лет. |
«Потратить» часы можно на государственный или частный детский сад, услуги няни, внеклассные занятия и игровые программы.
Для зачисления в частный или государственный садик родителям необходимо:
-
Отправить заявку
-
Прийти на собеседование или экскурсию по кампусу
-
Предоставить прививочный сертификат и другие медицинские документы ребёнка
-
Принести отчёты из предыдущего дошкольного заведения (при наличии)
Для детей, чей родной язык — не английский, существуют программы адаптации в детских садах.
Например, для ребёнка могут подготовить специальные карточки с часто используемыми словами — дети показывают их воспитателю, чтобы сообщить о своих потребностях.
Текущие вызовы и перспективы
После выхода Великобритании из Европейского союза детские сады столкнулись со сложностями. Многие работники британских дошкольных учреждений были гражданами стран ЕС. После Brexit и введения новых иммиграционных правил стало сложнее нанимать специалистов из Европы, поэтому многие детские сады были вынуждены поднять цены или закрыться из-за нехватки сотрудников.
Ещё одним вызовом для сектора стала пандемия COVID-19. Часть детских садов была закрыта, из-за чего родителям стало сложно продолжать работать. Некоторые заведения проводили дистанционные занятия и давали задания, которые взрослые могли выполнять с детьми дома. Эксперты выражали опасения, что социальная изоляция и перерыв в обучении негативно скажутся на поведенческом развитии детей и уровне готовности к школе, особенно в малообеспеченных семьях.
Наиболее ожидаемые изменения на рынке дошкольного образования касаются увеличения количества «бесплатных» часов в детских садах Англии. Предполагается, что в сентябре 2025 года родители смогут оставлять детей старше 9 месяцев в садике на 30 часов в неделю. Это позволит работающим родителям снизить финансовую нагрузку.
Сравнение с международным опытом
Британские садики работают по разнообразным программам, так что семьи могут подобрать подходящий вариант для своего ребёнка. Местные дошкольные учреждения предлагают сбалансированный подход: дети много играют, при этом структурировано готовятся к школе. Однако родители, которые задумываются о переезде в другие страны, могут высоко оценить и зарубежные системы образования.
Например, в скандинавских странах малыши проводят много времени на улице, даже в холодную и дождливую погоду. Французские детские сады отличаются более строгой дисциплиной, а азиатские дошкольные учреждения ориентированы на достижения и предлагают интенсивную академическую подготовку.
Выбор садика напрямую связан с планами семьи. Например, если ребёнок будет учиться в британской школе, лучше отдать предпочтение местному детскому саду. Это поможет малышу заранее познакомится с академическими правилами и выучить английский язык. Обратитесь в Allterra Education, если планируете обучение ребёнка за рубежом.