Рекомендация — самая неочевидная часть заявки на поступление в зарубежный университет. Это единственный документ, который абитуриент не готовит самостоятельно: написать текст должен преподаватель или работодатель. Рекомендательное письмо позволяет приёмной комиссии получить дополнительную информацию о кандидате: о его достижениях, целеустремлённости, лидерских качествах, творческом потенциале, способности к самостоятельной работе и многом другом.
Такое письмо также помогает подтвердить отдельные тезисы из мотивационного эссе кандидата. Например, если абитуриент пишет о своих развитых коммуникативных навыках, а непосредственный руководитель приводит пример его удачного взаимодействия с клиентами в рекомендации, — это хороший знак для приёмной комиссии. Именно рекомендательное письмо в таком случае может стать решающим фактором для зачисления кандидата в университет мечты.
- Кто должен писать рекомендательное письмо
- Подготовка к написанию письма
- Структура рекомендательного письма
- Язык и тон письма
- Частые ошибки
- После написания
Кто должен писать рекомендательное письмо
Рекомендателями могут стать:
-
Преподаватели
-
Руководители дипломной работы
-
Работодатели
-
Руководители отдела
-
Опытные коллеги
-
Партнёры по бизнесу
Авторы рекомендаций не могут быть родственниками абитуриента или иметь с ним близкие личные отношения.
Существует три важных критерия для выбора рекомендателя:
-
Знание кандидата. Автор рекомендации должен быть хорошо знаком с абитуриентом, знать его профессиональные и личные качества, работать с ним не менее года.
-
Релевантность для будущей программы. Рекомендатель должен работать в профильной сфере. Например, рекомендация от учителя музыки для поступления на бакалавриат по физике вряд ли даст университету полезную информацию об абитуриенте.
-
Статус рекомендателя. По возможности лучше выбирать рекомендателей, которые имеют более высокую должность, достижения и авторитет в своей индустрии. Например, выступают на международных конференциях, публикуют научные статьи, управляют известной компанией.
Подготовка к написанию письма
Автору рекомендации требуется тщательно подготовиться к написанию текста, чтобы письмо представило кандидата в выгодном свете.
Сбор информации о студенте |
Рекомендатель должен точно знать, где сейчас учится или работает абитуриент, чтобы не допустить фактических ошибок в повествовании. |
Общение с кандидатом |
Важно выяснить у абитуриента, какие карьерные и образовательные цели у него есть и какую информацию об этом необходимо включить в текст. |
Понимание требований университетов |
Нужно вместе с кандидатом изучить требования вуза и образовательной программы, их портрет «идеального студента» и решить, как подчеркнуть нужные личностные качества абитуриента в тексте. |
Структура рекомендательного письма
Вступление
Вначале рекомендателю необходимо написать свое имя, кратко рассказать о своей должности и деятельности компании, в которой он работает. Далее нужно пояснить, какие отношения связывают его с абитуриентом и как долго они знакомы.
UCAS — сервис для британских абитуриентов — приводит следующий пример:
«Меня зовут Джон Смит. Я являюсь менеджером магазина Next в Лондоне и занимаю эту должность последние пять лет. Я нанял Ким в качестве продавца четыре года назад и должен сказать, что мне очень приятно видеть ее частью моей команды».
Основное содержание
Так как абитуриент поступает в университет, необходимо прежде всего подчеркнуть его академическую компетентность. Для этого можно рассказать о его предыдущем учебном заведении, успеваемости кандидата, его исследованиях и участии в научных конференциях.
Далее можно написать о личностных качествах абитуриента, его общественной деятельности, хобби. Здесь разрешается упоминать факты, не имеющие, на первый взгляд, прямого отношения к выбранной специальности. Например, если кандидат на программу по международному бизнесу в свободное время помогает приюту для животных, это характеризует его с положительной стороны — как неравнодушного и ответственного человека. Эти качества важны для современного предпринимателя наравне с лидерскими способностями.
Также необходимо рассказать о практическом опыте кандидата: его профессиональных навыках, результатах на работе, пройденных стажировках, карьерном росте.
Важно упомянуть, как будущий студент взаимодействует с коллегами, клиентами и руководителями, работает в команде и самостоятельно.
Некоторые университеты хотят получить представление о контексте жизни кандидата и его особых обстоятельств, которые каким-то образом влияют на его возможности и результаты. UCAS приводит такие примеры описания:
«Вне школы Монро берет на себя значительные семейные обязанности, помогая своей маме заботиться о трёх маленьких братьях и сестрах. Иногда это мешало ему выполнять домашнее задание вовремя. Он честно рассказал нам об этой ситуации, и мы были рады поддержать его, проявив гибкость в отношении сроков сдачи работ».
«На успеваемость Кэтрин в 12 классе повлияла неприятная проблема со сменой преподавателей: за 3 месяца в её классе сменились два учителя по математике. Кэтрин оправилась от потрясения и сохраняет позитивный настрой, и мы считаем, что её упорство поможет ей сократить отставание по предмету. Однако пока её итоговые оценки могут не отражать ее природный интеллект и способности».
Заключение
В финальной части письма необходимо подчеркнуть, как перечисленные достоинства кандидата помогут ему успешно освоить учебную программу. Также здесь можно написать, как полученное образование будет способствовать реализации его карьерных целей.
Язык и тон письма
Профессионализм и точность
Рекомендация — это письмо от профессионала к профессионалу, поэтому оно должно быть формального стиля, соответствовать целям и контексту. Стоит избегать неформальных выражений или сокращений, а также внимательно следить за деталями. Все наименования компаний, программ, имён, должностей должны быть написаны правильно и полно.
Положительный и уверенный тон
Приёмная комиссия должна увидеть, что рекомендатель действительно воодушевлен идеей поступления кандидата на программу и желает ему успехов в обучении. В тексте стоит продемонстрировать уверенность, что абитуриент обязательно справится с учебной нагрузкой и привнесет много ценного в университетское сообщество.
Избегание общих фраз и клише
Члены приёмных комиссий видели тысячи рекомендаций, в которых описывают целеустремленного, ответственного, пунктуального кандидата.
Автору письма следует избегать клише, постараться лаконично подчеркнуть уникальные особенности абитуриента, сопроводив их примерами.
Частые ошибки
Перенос информации из мотивационного письма
Рекомендация не должна полностью дублировать мотивационное письмо по содержанию, эти два документа должны дополнять друг друга и создавать более комплексное впечатление о кандидате. Если будущему студенту важно подчеркнуть какое-то свое отличительное качество дважды, лучше сопровождать его разными примерами.
Схожесть рекомендательных писем
На просторах интернета можно найти много хороших структурированных шаблонов для написания рекомендаций. Подобные шаблоны используют большинство рекомендателей, делая письма похожими друг на друга, и это мешает кандидату выделиться на фоне остальных. Чтобы избежать этого, стоит приводить больше примеров реальных ситуаций и интересных фактов, связанных с абитуриентом.
Непопадание в специфику программы
Задача рекомендации — выгодно подчеркнуть соответствие кандидата выбранной программе. Например, будущие студенты программы по робототехнике должны демонстрировать стремление к инновациям, аналитические способности, хорошее знание математики. В этом случае рекомендателю не стоит уделять большую часть письма коммуникативным навыкам абитуриента.
Чрезмерные преувеличения
Не стоит писать, что кандидат — лучший студент за всё время работы рекомендателя. Подобные преувеличения и чрезмерное нахваливание абитуриента заставит членов комиссии усомниться в достоверности всего письма. Автору необходимо оставаться правдивым и объективным, приводя в пример факты: например, что ученик входит в 10% лучших учеников класса.
Недостаток конкретики
Все суждения о кандидате не имеют ценности, если они не подтверждены конкретным значимым примером. «Коммуникабельный и находчивый» лучше заменить на «работает с самыми требовательными клиентами, находя индивидуальный подход к каждому. Например, недавно он смог предложить такое нестандартное решение нашему партнеру:...».
Слишком краткое или слишком длинное письмо
Стандартный объем письма — одна-две страницы формата А4, однако каждый вуз может иметь собственные требования. Краткая рекомендация не позволит комиссии составить полное впечатление о кандидате, а чересчур длинную могут просто не дочитать.
Важно разбивать текст на абзацы, чтобы представители университета могли выделить основные мысли.
После написания
Перед отправкой письма в учебное заведение необходимо несколько раз его проверить — как рекомендателю, так и самому абитуриенту. Важно сверить получившийся текст с мотивационным письмом и резюме (чтобы они не дублировали друг друга), а также с информацией на странице образовательной программы (чтобы рекомендация соотносилась со вступительными требованиями). Стоит запросить текст рекомендации до его подписания — так получится быстрее исправить возможные ошибки.
Если письмо уже написано на требуемом языке, необходимо распечатать его, поставить подпись, отсканировать и загрузить эту версию на необходимую платформу. Если требуется перевод, его можно сделать самостоятельно или в специализированной компании — в зависимости от требования вуза. В таком случае в университет необходимо будет отправить отсканированный оригинал с подписью и версию с переводом.
Рекомендацию лучше делать на белом фоне, используя стандартные шрифты, чтобы её было удобно читать. Не стоит добавлять никакие изображения, максимум — логотип компании, сотрудником которой является рекомендатель. Обычно абитуриенты выбирают формат PDF — это гарантирует, что текст отобразится так же, как его видит отправляющий.
Подготовка рекомендательных писем — лишь один из этапов сбора документов для поступления в иностранный вуз, но он может существенно повлиять на судьбу вашей заявки. Чтобы не допустить ошибок и учесть все тонкости, проконсультируйтесь со специалистом по обучению за рубежом.