«Учёба в Азии — это модно»: интервью с сооснователем Allterra Education
Обновлено: 26.12.2025 Просмотры: 11
Растущая популярность Азии среди студентов во всём мире — тренд последних лет. О том, как выбрать университет и к чему готовиться абитуриентам, мы поговорили с сооснователем Allterra Education Мариной Бякишевой.
– Спрос на международное образование в последние годы сместился в сторону Азии. Как эта тенденция отражается на работе Allterra Education?
– Напрямую отражается. Уже можно говорить о том, что реально изменилась структура спроса. Число заявок на учёбу в Азии выросло на 368% за год. Больше всего интересуются Китаем и Южной Кореей, но и другие направления востребованы.
В связи с этим мы делаем три вещи. Во-первых, расширяем партнёрскую сеть, у нас уже более 70 новых контактов в регионе.
Во-вторых, повышаем экспертизу. Недавно, например, я ездила на семинар по образованию в Малайзии.
И в-третьих, контент. На нашем сайте регулярно появляются новые азиатские страны и вузы: из последнего — Сингапур, Таиланд и Филиппины.
Азия перестала быть экзотикой, теперь это полноценная часть рынка и нашей работы, соответственно.
По данным Studyportals, в июне 2025 года в 600 университетах Азии предлагалось 20 485 англоязычных программ. Для сравнения: в январе 2021 года их было всего около 5000.
– Именитые европейские и американские вузы и школы открывают кампусы в Азии. Что их привлекает на этом рынке?
– Основной фактор — это демография. В Азии быстрыми темпами растёт численность населения, там просто объективно больше студентов. А в Европе население сокращается.
Второй момент: в англоговорящих странах университеты столкнулись с сильным давлением. Ужесточились требования к вузам, которые хотят приглашать иностранных студентов. Государство стало вмешиваться в сектор: в Великобритании сократили Graduate Route, в Канаде и Австралии появились квоты, Америку вообще штормит. То есть внутренний рынок нестабилен.
Поэтому вузы ищут возможности, чтобы как-то увеличить финансовый поток. И мы наблюдаем бум транснациональных моделей: буквально каждый месяц открывается новый филиал в Азии. Спрос есть, потому что западное образование справедливо ассоциируется с высоким уровнем жизни.
Марина Бякишева, сооснователь Allterra Education:
«Что привлекает студентов в Азии?
Во-первых, возможность учиться на английском языке.
Во-вторых, соотношение стоимости и ценности: тот же диплом можно получить за меньшие деньги. А для получения виз в страны Азии требуется меньше усилий.
Разумеется, свою роль играют карьерные перспективы — все крупные азиатские экономики растут.
Ну и комплекс эмоциональных факторов, назовём его soft power. Это стало модно».
– К каким странам вы рекомендуете присмотреться ребятам из СНГ, которые хотели бы строить карьеру в Азии?
– Сингапур и Гонконг. Проблем с трудоустройством у них не будет, хотя там высокий порог по бюджету в сравнении с другими странами, и учиться тяжело. Но для истинного карьериста это — хорошие новости. Из арабских стран — ОАЭ, Катар и Саудовская Аравия.
– А тем, кому просто нужно доступное международное образование?
– Таиланд, Малайзия и Турция.
– Какие азиатские вузы стоит рассмотреть, чтобы потом работать в Европе или США?
– Идея номер один — это feeder schools, то есть вузы, откуда выпускников хантят сами работодатели: National University of Singapore, Tsinghua, KAIST.
Вторая идея — вузы, где есть программы двойных дипломов. Например, Polytechnic University of Hong Kong + NYU (Университет Нью-Йорка): год в Азии, год в Америке.
Третья идея — вузы, у которых налажены связи с Европой. Здесь хочу обратить внимание на университеты Турции: Bahcesehir, Sabanci, Kadir Has, которые участвуют в программе европейской мобильности Erasmus. Во время учёбы в турецком вузе можно провести год в Европе по обмену, потом поступить в европейский вуз-партнёр в магистратуру, уже по облегчённой процедуре, и оттуда — логичный выход на рынок труда.
Четвёртая идея — вузы, которые представлены в международных отраслевых рейтингах, что означает признание у работодателей. Такие рейтинги составляют не журналисты, а люди из индустрии. Это авторитетные источники, и их можно учитывать при планировании учёбы. Для бизнес-школ, например, есть рейтинг Financial Times.
– Что, по вашему опыту, отличает подход в образовании, например, в Китае? В Южной Корее? В ОАЭ?
– Китай и Южная Корея — это восточная образовательная парадигма: высокая интенсивность, высокая внутренняя конкуренция, требовательность, самодисциплина. Нужно пахать. Преподаватель стоит в центре аудитории, он «знает истину», его авторитет не обсуждается. Студент слушает и записывает.
В ОАЭ интересно другое. Там образование — это часть государственной политики: каждый эмират следит за тем, чтобы не открывалось абы что, а если это случилось, проводится аудит и слабый вуз закрывают. Многим странам стоит поучиться.
Вообще, в образовании выводы делаются медленно: реальные эффекты видно на дистанции 10–15 лет.
– Каким студентам вы бы советовали азиатские вузы?
– Безусловно, Азия — лидер в сфере STEM и бизнес-аналитики. Поэтому советую её всем, кто рассматривает эти профессии, при условиях:
-
вы хорошо переносите жару, влажность и отсутствие привычных продуктов;
-
вы не боитесь внутренней конкуренции;
-
вы не рассчитываете на лёгкую интеграцию. Надо понимать, что в Азии быстрого погружения нет, международные студенты живут в своём «пузыре», а местные студенты — в своём. Этот факт не должен вас расстраивать.
– К чему готовиться студентам, которые собираются учиться в Азии?
– «Культурный код» у всех разный, организм у всех разный -— адаптация у всех протекает по-разному.
Дам три совета. Страны Азии имеют выраженную коллективную ментальность, настраивайтесь на командную работу. Морально приготовьтесь учить язык страны на базовом уровне. И приготовьтесь к самому классному приключению в своей жизни! Всё будет хорошо, надо просто быть открытым всему новому.
Если вас интересует образование в Азии, эксперты Allterra Education будут рады вас проконсультировать. Мы поможем выбрать подходящий вуз или школу, правильно подготовить документы и получить визу.