Top.Mail.Ru
Наверх

Исследования: пандемия изменила рынок труда для выпускников

30.03.2021

Ограничения, связанные с пандемией, изменили сферу рекрутинга. Тем, кто находится в поисках работы, приходится приспосабливаться к новым реалиям, но особенно сложными они стали для ищущих работу впервые — выпускников вузов или студентов старших курсов.

Дело не только в отсутствии опыта. Например, в Европе, по данным Еврокомиссии, во время пандемии уровень безработицы среди молодежи увеличился с 15% в 2019 году до 17,8% в декабре 2020 года. Многим компаниями пришлось отказаться и от стажировок. Например, в США, по статистике рекрутингового онлайн-сервиса ZipRecruiter, количество стажерских вакансий сократилось на 30 % с 2019 по 2020 год.

Молодые специалисты, которые оканчивают университет в период пандемии, выходят на сложный рынок труда. Те, кто получил диплом в 2020-м, теперь конкурируют со студентами последнего года обучения за места в программах для выпускников 2021 года.

Многие выпускники решили получить дополнительную квалификацию и продолжить обучение в этом году, чтобы избежать нынешнего рынка вакансий.

Тем же, кто хочет трудоустроиться сейчас, надо выделиться и подчеркнуть ценность, которую они могут принести потенциальным работодателям. Очень часто это приходится делать, не используя возможности личного общения: пандемия радикально изменила способ найма во многих компаниях.

Почти каждый процесс сегодня можно перевести в онлайн. Мероприятия по подбору персонала в кампусе — ярмарки вакансий, собеседования — также переместились в Интернет. Некоторые работодатели выбрали смешанный подход, используя видеозвонки только для первоначальных собеседований. Как считает Виктория Маклин (Victoria McLean), руководитель международной консалтинговой компании City CV, такая тенденция сохранится даже после пандемии.

Какие плюсы в том, что работодатели изменяют способы найма?

Хорошая новость в том, что компании переосмысливают рабочие графики и начинают более широко смотреть на возможности найма: например, искать сотрудников за пределами конкретных городов и даже в других странах. Многие охотнее берут на работу фрилансеров, а значит, молодым специалистами становится проще получить первый опыт.

А еще, как выяснилось в январе 2021 года в ходе опроса Handshake, 48,7% студентов меньше нервничают перед онлайн-собеседованиям, чем перед очной встречей с рекрутером или будущим руководителем.

Как упростить поиск работы во время COVID-19?

  • Составить резюме, которое привлекает внимание
  • Писать целевые, не шаблонные сопроводительные письма
  • Быть гибким — например, не отказываться категорично от стажировок или временных должностей
  • Заниматься волонтерством в своей сфере — это плюс для резюме и возможность отточить профессиональные навыки
  • Участвовать в виртуальных ярмарках вакансий — помимо поиска работы, там можно наладить полезные контакты и больше узнать об отрасли в целом.

Как подготовиться к ярмарке вакансий?

  • обновите свой профиль на платформах для поиска работы;
  • обновите и дополните резюме: включите в него не только названия должностей, но и описание навыков и обязанностей;
  • поработайте над «презентацией для лифта»: это короткий, но исчерпывающий рассказ о себе как о специалисте;
  • определитесь, с кем вы хотите поговорить — на них и стоит сосредоточиться во время подготовки.

Как подготовиться к онлайн-собеседованию?

Как выяснилось в ходе опроса Handshake, 52,2% студентов считают, что общение через монитор не так эффективно, как разговор при личной встрече. Но эффективность можно повысить, если произвести хорошее впечатление.

Вот несколько советов от профессора Университета Стирлинга (Великобритания) Гвинет Дохерти-Снеддон (Gwyneth Doherty-Sneddon).

Подготовьте пространство

Это должно быть тихое хорошо освещенное место, где вас никто не побеспокоит. Хорошо, если ничто за вашей спиной не будет отвлекать собеседника. Сядьте на удобном расстоянии от камеры и так, чтобы не приходилось смотреть в нее сверху или снизу.

Проработайте темы для обсуждения

Вас попросят рассказать о себе, ваших ключевых навыках, достижениях и целях. Подумайте, о чем стоит упомянуть, включите в рассказ важные цифры и примеры. Узнайте как можно о работодателе, подумайте, какие вопросы ему можно задать — о корпоративной культуре, возможностях профессионального развития, программах наставничества, стажировках.

Порепетируйте

Позвоните друзьям с вашего рабочего места — надо убедиться, что вас хорошо видно и слышно, связь не обрывается. Во время разговора потренируйтесь делиться экраном, покажите портфолио. Имейте план на случай, если вы внезапно отключитесь.

Продумайте гардероб

Оденьтесь так, как на личную встречу офис. Для интервью хорошо подойдет что-то однотонное, без сложных узоров или аксессуаров — они будут отвлекать внимание от вас.

Будьте пунктуальны

Один из самых простых способов произвести хорошее первое впечатление. Подключайтесь к сеансу минут за пять до начала.

Пообщайтесь неформально

Несколько минут до начала собеседования и после его завершения можно потратить на small talk. Это ни к чему не обязывает, но поможет снять нервозность.

Не выключайте камеру

Даже если очень стесняетесь или нервничаете. Это невежливо и лишает собеседника важных визуальных подсказок, ведь поведение человека на собеседовании может многое о нем рассказать.

Смотрите в глаза

То есть в камеру. И пусть вас не смущает пристальный взгляд интервьюера. Во-первых, это тоже особенность онлайн-общения — при личной встрече мы смотрим друг на друга иначе. Во-вторых, собеседник больше сосредоточен на том, что вы говорите, а не на вашем внешнем виде. Не забывайте сидеть прямо, улыбайтесь и кивайте в подходящий момент — это показывает, что вы слушаете и с энтузиазмом относитесь к разговору.

Не торопитесь, когда говорите

Люди часто тараторят, когда нервничают. Сделайте глубокий вдох и старайтесь говорить медленно и четко, иначе вас будет сложнее понять.

Поддерживайте диалог

Чтобы получить максимальную отдачу от собеседования, надо вести диалог, задавать вопросы. Это поможет получить больше информации о работодателе, а также раскрыться самому.

Отправьте благодарственное письмо

Это не строгое правило, но проявление хорошего тона и возможность напомнить работодателю, почему вы подходящий кандидат. Такое письмо должно быть быстрым (отправьте его в течение 24 часов после собеседования), персонализированным и кратким (достаточно одного-двух абзацев).

В письме надо поблагодарить за уделенное время, напомнить, что вы готовы предоставить дополнительную информацию, сказать, что разговор подтвердил ваш интерес к вакансии, и что ваши навыки или опыт помогут вам справиться с этой ролью. Возможно, вы забыли упомянуть о чем-то важном во время собеседования или хотите задать вопрос.

В конце письма скажите, что с нетерпением ждете ответа или обсуждения следующих шагов, или что будете и дальше интересоваться работой компании.

Задайте нам вопрос
Наталья Архипова
Наталья Архипова
менеджер образовательных программ
Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с
Политикой конфиденциальности
Удобный способ связи:
Спасибо! Мы уже получили Вашу заявку.
Свяжемся с вами в течение ближайшего рабочего дня!
Заказать звонок