Мое самое лучшее решение

Мое самое лучшее решение

29.05.2013

Обучение за рубежом - не простой выбор

Лидия Пителина

Что обычно делают люди,решив отправиться на учебу за границу? Наверное, вначале ищут, чему учиться, а потом выбирают – где. У меня все оказалось с точностью наоборот: сначала я поняла, что хочу учиться в Германии, и лишь позже определилась с программой.

В первый раз я задумалась об&учебе за рубежом, сходив на прекрасную выставку немецкой службы академических обменов – DAAD. Меня поразило количество учебных программ и неожиданная доступность немецкого образования, и я решила, что очень хочу учиться именно там.

Терять все тяжело накопленные знания не хотела, потому я пошла в аспирантуру на родной философский факультет. Заочное отделение освободило меня от большинства бюрократических сложностей и при этом сохранило легкую иллюзию причастности к науке. Это очень помогло моей дальнейшей учебе.

Затем я пошла на курсы английского. Начала с разговорного Advanced, но быстро поняла, что мне нужно что-то более весомое,и переключилась на подготовку к IELTS. Полгода интенсивной зубрежки закончились – о счастье! – получением сертификата на практически недостижимые 8,5 баллов. Это заставило меня по-настоящему поверить в свои силы и перейти к следующему этапу: немецкому.

Учеба в Германии, Мюнстер

Пока я осваивала немецкий, мне предстояло решить самый важный вопрос: какую программу выбрать. Представьте, сначала я на самом деле собиралась заниматься философией: учиться в Йене и писать диссертацию в гегелевских аудиториях. Но повсеместный экономический кризис изменил мои планы: философию пришлось отложить. Поскольку в тот момент я занималась преподаванием английского, я начала искать программы, связанные с лингвистикой. Потом была традиционная нервотрепка, связанная со сбором документов, сочинением мотивационного письма на 5 (!) страниц и бесчисленными переживаниями.

Я не поверила, когда в конце июля узнала, что меня взяли в один из крупнейших университетов – в Мюнстер – на программу «British, American and Postcolonial Studies». Я убедила себя не строить иллюзий и руководствоваться исключительно практическими соображениями. Но действительность превзошла все мои ожидания!

Я готовилась к чему-то страшному: запутанной системе модулей, беспросветной пахоте ради необходимых кредитов, одиночеству и потерянности среди однокурсников. Меня пугали тем, как тяжело русские студенты привыкают к европейской системе образования. На месте я с удивлением узнала, что учусь чуть больше трех дней в неделю и у меня масса времени. Кроме того, моя программа разбита на несколько направлений – Literary Studies, Linguistics и Book Studies, – из которых я могу выбирать понравившееся. Благодаря этому, я избежала нелюбимой лингвистики и набрала по-настоящему интересных курсов. Но, главное,я смогла выстроить свою учебу так, как я действительно хотела.

Мне очень понравилось, насколько четко продуман план обучения. У меня были обязательные курсы, которые давали представление, чем занимаются мои однокурсники, и как я могу развиваться дальше. Еще были курсы по выбору, где я осваивала новую специальность. От переживаний по поводу английского меня избавил Advanced Language Course, где мы тренировались писать разные академические тексты.

Следующим открытием оказалась моя замечательная группа – 11 представительниц прекрасного пола  со всего света :) В группу нас набирали, как на Ноев ковчег, парами (две девушки из каждой страны),и привыкать к учебе оказалось гораздо легче, чем я представляла. Встретив однокурсниц, я поняла, зачем нас заставляли писать невозможные coverletters: в итоге на программу набрали самых серьезных и мотивированных. Я ни разу не видела здесь родного раздолбайства, хорошо знакомого всем нам по российским университетам. Мои однокурсницы стали самым отличным стимулом для учебы.

Затем я познакомилась со своими преподавателями. Понедельник начинался тяжело: с курса по английской поэтике эпохи Возрождения. Вот так :) Я готовилась к худшему. «Сто процентов, что его будет вести старый противный препод в толстых очках в роговой оправе и давно не глаженных брюках». Как же я ошибалась! Прекрасный доктор Клегерстал поводом для нежных вздохов всех моих одногруппниц, а то, как он героически провел нас сквозь дебри английской поэтики, заслуживает особого уважения. В Германии университетские преподаватели обязаны каждый семестр читать новый курс, и курсы практически не повторяются. Это позволяет избежать ситуации, когда преподаватель бубнит одно и то же десять лет подряд, утомляя и себя и студентов.

Так началась моя первая неделя. Каждый день я узнавала что-то новое и убеждалась, что моим лучшим решением было приехать учиться в Германию.

Следующая статья по этой теме


Задайте нам вопрос

Марина Анисимова

менеджер образовательных программ

* – поля, обязательные для заполнения